Размер шрифта
Увеличение размера текста на сайте

Для изменения размера текста на сайте, нажмите на соответствующий значок А+ или А-, после чего размер текста на сайте увеличится или уменьшится. Так же вы можете использовать комбинацию клавиш ctrl + и ctrl –.

Ученики нашей гимназии совершили паломническую поездку по городам Пермского края. Предлагаем Вашему вниманию очерк Марии Зорихиной, посвященный этому удивительному путешествию.

Наше путешествие по историческим городам Прикамья началось со столицы древней пермской земли — города Чердынь. После Божественной литургии в гостеприимном монастыре Иоанна Богослова, самом древнем монастыре Урала и Сибири, мы отправились на самый север Пермского края, в поселок «на краю земли» Ныроб. Первым делом зашли в Никольский храм, взяли благословение у о. Варсонофия, послушали его рассказ о святынях храма, о чудесном строительстве самого собора, об явленной иконе Николая Чудотворца, об уникальной фреске Христофора Псоглавца, об иконе Уральской Божией Матери (со снежной веточкой).

Поселок Ныроб стал известен всей России тем, что сюда в 1601 году царем Борисом Годуновым был сослан его главный соперник, обвиненный в колдовстве Михаил Никитич Романов — дядя будущего царя Михаила Федоровича, первого из царской династии Романовых. Для именитого заключенного на окраине деревни вырыли яму «сажень глубины, сажень длины и ширины».

Сверху яму закрыли деревянным настилом, в котором сделали лишь прорезь для спуска еды. Условия были по-настоящему ужасными. Яма была сырая, холодная, темная. Лишь к зиме оборудовали нехитрый очаг, топившийся без трубы по-черному. Вдобавок с Михаила не снимали тяжелых цепей. Местные жители как могли помогали заключенному. Тайком его подкармливали, бросая украдкой в яму еду.

Со времени воцарения династии Романовых в 1613 г. Ныроб объявляется святым местом и освобождается от налогов.

Мы спустились в Яму, в которой мучился Михаил Никитич, в Музее видели его цепи.

В путешествии по историческим городам Прикамья нас ждало удивительное открытие! Это Музей Ныробской школы, а точнее — ребята, которые учатся в этой школе. Они участвуют в поисковом движении, ищут пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны и идентифицируют их на основе смертных медальонов и архивных документов. Ребята ездят в экспедиции, ходят в походы, сплавляются по рекам. А ещё поют песни под гитару, многие из которых сочиняют сами.

Я с удивлением узнала, что первым директором и первым экскурсоводом этого Музея был известный профессор Георгий Николаевич Чагин, у которого я училась на историческом факультете Пермского университета.

Нам рассказали о Герое Советского Союза А. В. Фроленко, именем которого названа школа, почитали стихи чердынской поэтессы Светланы Володиной, которые никого не оставили равнодушными.

Не долго кануть, вдребезги разбиться
И воспылать в негаснущем огне
С одной лишь мыслью: я могла родиться
Не здесь, а в чужедальней стороне…
Как, Родина, тобою не гордиться,
Как прежних мыслей мглу не превозмочь?
Я не могла в ином краю родиться:
Я – Чердыни возлюбленная дочь!
(С. Володина)

В уникальном Музее истории Веры в Чердыни, расположенном в Храме Успения Пресвятой Богородицы, мы узнали о 85 чердынских мучениках, местночтимых святых, увидели роспись Страшного суда, редкую икону Софии Премудрости Божией. Мне особенно понравился рассказ об иконе Пастырь Добрый, перед которой молились о пропавших овцах, а затем, когда овечки находились, с них срезали шерсть и клали перед иконой.

А вечером концерт! Нас порадовала своими песнями Екатерина Котельникова. Благодарим за добрые слова, красивые песни, нужную и важную работу! Мы очень удивились, узнав, что эта уютная и домашняя исполнительница своих песен с внешностью воспитательницы детского сада оказалась майором полиции, работающая в угрозыске!

Соликамск — соляная столица России. Жизнь и название Соликамску дала соль. В Музее соли нас встретили как и полагается — хлебом-солью! Ещё нас научили делать соляные сувенирчики.

Мы в Усть-Боровском солеваренном заводе — памятнике деревянного зодчества, в котором сохранились в первозданном виде технологической цепи: рассолоподъемные башни, варница, лари.
Посмотрели в колодец — там виден уровень соляного раствора.
Теперь мы знаем, почему пермяк-солёные уши.

Соликамск — старейший город Пермского края. Выросший на древнем соляном промысле и получивший второе рождение с началом добычи калийных солей Соликамск сочетает суровый промышленный колорит с выдающимися архитектурными памятниками. Соликамские храмы впечатляют своими необычными формами, замечательной каменной резьбой и по-северному суровой красотой.

Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь возник в 16 веке. И у него суровая история. В 1918 году его постигла участь множества святых обителей : иконостасы в церквях были демонтированы, росписи на стенах забелены. Настоятель монастыря Феофан епископ Соликамский принял мученическую смерть, погружаемый в ледяную прорубь, пока не покрылся льдом. В Музее монастыря есть его епитрахиль.

Потом в здании монастыря была тюрьма. Соликамская тюрьма была страшной, с высоким уровнем смертности и просуществовала до 1988 года, а спецприемник УВД г.Соликамска просуществовал до 1998 г.

Через Соликамскую тюрьму прошли многие известные люди, такие как святой Кукша Одесский, Варлам Шаламов, Осип Мандельштам, поэт-песенник Михаил Танич и многие другие.

Усолье — вотчина Строгановых — «Уральская Венеция». В центре города возвышается возведённый Строгановыми в начале XVIII века архитектурный ансамбль в стиле барокко.

Спасо-Преображенский собор — жемчужина «Уральской Венеции». Рядом с храмом — место мученической кончины священномученика Михаила Усольского. На этом месте возведена часовня.
Соборная колокольня (1730 г.) — наклонная, также как и знаменитая Невьянская башня. Для укрепления Усольской колокольни были пристроены торговые ряды с западной стороны.

В Палатах Строгановых (1724 г.) есть уникальные изразцовые печи, которые не имеют обычных труб! Дымоходы так сконструированы, что проходят через стены и пол, таким образом, обогревают все здание целиком! Рядом с печами находятся специальные помещения – «зольники», откуда накопившаяся зола по специальным шахтам спускается вниз. Да и сами печи – любо-дорого посмотреть, их полностью восстановили по сохранившимся документам.

Изразцы для печей при строительстве палат делались на своем же заводике. В наши дни, когда печи восстанавливали, то чуть ли не вручную делали каждую плиточку – изразец по старинной технологии. Всего 4 печи, все разные. Каждая печь — с названием по типу орнамента. «Голландская» — кобальтовая (синяя) печь — с изображением бытовых сцен. Другая печь — «Московская». Изразцы на ней — с жёлто-сине-коричневым рельефом и картушами (щитами) по белому полю. В старину её покрывали потёчными глазурями, и рисунок получался слегка неровным. Эта печь — с витым крестовым рельефом по белому полю. Еще одна печь имеет название » Сольвычегодская» — с ярким орнаментом на зелёном фоне. Интересна печь, где на внутренней стенке на изразцах изображены сценки «В бане».

Мастер-класс по керамике в «Мастерской Палат Строгановых».